Александр Цвелев
01 july 2015, 22:03, views: 1552
Александр Цвелев
01 july 2015, 22:03, views: 1552

Вы едите сырое мясо?!

Погружаемся в деревянное домостроение и норвежскую технологию


вместе с Александром Цвелевым!



Вы едите сырое мясо? Бредовый вопрос, скажете вы? А ведь получается именно так – люди «едят сырое мясо», причем постоянно! Конечно, это метафора. Я имею в виду, что люди строят дома из сырой древесины! Но ведь дерево необходимо правильно приготовить, чтобы потом не было мучительно плохо. Правильное дерево – это сухое дерево. Не высохшее от болезни на корню, а подсушенное в специальной камере в нужных условиях. Процесс сушки и выпаривания лишней влаги – залог долгой и надежной службы дома, его выносливости, а еще это минимизация брака и дефектов. Почему? Сейчас расскажу.



Древесина часто имеет значительные внутренние напряжение, которые невозможно нивелировать или уменьшить, их можно только избежать. В процессе сушки в конвективной камере влага покидает дерево и напряжения «выходят» наружу – дерево трескается, брус крутит пропеллером, гнет, вылезают смоляные карманы и другие дефекты. Если игнорировать процесс сушки, материал с напряжениями идет в работу и потом создает проблемы. Бывает, поднимается полсруба из-за одного дефектного бревна! Минимизируем брак и отбираем лучший материал на еще стадии сушки – это жирный плюс.



Второй плюс - это устойчивость сухой древесины к грибкам и другим вредителям. Можно буквально ничем не защищать стены – и ничего им от этого не будет долгие годы. Старинные церкви тому подтверждение, в тем времена строили только из вылежавшегося леса и делали это с умом квалифицированные плотники. Теперь же спешка, деньги, бизнес на антисептиках и красках, которыми обрабатывают свежую древесину, чтобы плесень не росла… Это все от лукавого. Единественно верное решение – сухая древесина!



Третий плюс – удобство нанесения масел и воска. Мы все-таки рекомендуем защищать брус от внешних воздействий натуральными препаратами. Наносить их можно только на сухую поверхность. Убойный аргумент, на мой взгляд. Либо обливайте химическими антисептиками сырое дерево и живите в таком доме. Оно вам надо?



Четвертый момент - минимальная усадка. Сухой брус значительно меньше усаживается и усыхает, поэтому можно отделывать дом сразу после монтажа. Усадка, конечно, все равно будет, такова природа древесины, но по сравнению со свежим деревом, она небольшая. 5-7 см против 12-15. (замечу, что дерево усаживается и усыхает весь срок службы дома, это тоже нужно учитывать, будь это бревно или клееный брус).


Сруб из свежей древесины должен отстояться и усесться в течение двух лет, прежде чем можно начинать отделку. Хотите ждать 2 года? Выбирайте сырой лес! Сушка дерева будет происходить в срубе, при колебаниях температуры и неравномерном прогреве, когда все детали уже подогнаны друг ко другу. Была влажность 50%, а станет 18% - думаете, все параметры и зазоры останутся в норме? Удивите меня! Усадка сырой древесины от 5 до 12 %, в зависимости от направления волокон. Собрали вроде без щелей, а прошел год – на тебе, уже ветер дует, пора конопатить. А все потому, что не учитывают свойства дерева, не чувствуют его и не соблюдают технологию. Это еще начало, ведь есть куча других технологических, архитектурных, проектных ошибок во время строительства!



Теперь расскажу о норвежской технологии. В ней используется сухой брус больших размеров (толщина 200 мм, высота от 300 мм и выше) и особый замок, исполняемый мастером вручную специальным топором и пилой. Зазоры в чашках замыкаются под весом сруба и кровли и такому дому никогда не потребуется конопатка или дополнительное утепление снаружи. Все узлы намертво садятся друг на друга и образуют крайне плотное соединение, которое дополнительно утепляется специальной изоляцией. Она не торчит наружу, как в обычных методах рубки. Разбирая такой дом норвежцы часто просто не могут оторвать один брус от другого, настолько плотно и надежно соединение! Сравните с нынешней техологией, где брус лежит просто один на другом, не скрепленный ничем, кроме нагелей, шпилек или пружинных узлов . Как думаете, в каком варианте у материала больше шансов вести свою собственную, независимую жизнь и периодически подбрасывать сюрпризы в виде щелей и искривлений? Я упомянул пружинные узлы – это такие болты с пружинами, которые вкручиваются в брус и соединяют верхний с нижним, а пружина вроде как их сжимает. Как только не изгаляются люди, чтобы заставить свежую древесину вести себя предсказуемо и надежно. Но это невозможно, никакая пружина не справится с силами кручения в стволе, если такие имеются. А проверить и выявить такой дефект можно только продержав дерево в сушильной камере…



Вот именно поэтому европейцы используют только подсушенный материал для строительства. Влажность бруса 18-20% оптимальна для нашей полосы, это так называемая равновесная влажность, при которой дерево не будет отдавать много влаги и много принимать. Еще многое зависит от расположения стен по сторонам света. Где-то будет жарить солнце, там влажность окажется низкая, где-то будет тень, там будет всегда чуть больше. Но дерево все это терпит и при должном мастерстве и подходе эти моменты нестрашны.



Другой важный фактор – тяжелая кровля. Недаром норвежцы используют земляные крыши десятками тонн веса. Это помогает сдавить сруб, вдавить брус один в другой и замкнуть чашки самым плотным образом. Кроме этого, увесистая кровля помогает срубу сдерживать перепады температуры, влажности, изменения времен года. Ведь всю свою жизнь дерево то набирает влажность, то отдает, это очень тонкий процесс, слабо контролируемый и это нужно учитывать. Чтобы нивелировать возможные щели и проблемы, необходима тяжелая крыша. Это факт, подтвержденный опытом наших северных родичей.



Именно поэтому я выбрал эту технологию – красивую, надежную, теплую, эффективную, без щелей и трудоемкой конопатки. Но она требует грамотного подхода, мастерства, точности, нужны специальные топоры, мощный строгальный станок и пилорама, важна правильная геометрия материала. Нужны и особые условия работы – в ангаре, подальше от влаги и палящего солнца. Грузоподъемное оборудование – тоже масса нюансов. Все факторы имеют значение, любые мелочи и даже марка инструмента, которым ты работаешь. Только так достигается качество и культура производства.



Теперь переходим к вопросу мастерства. Чтобы узнать тонкости норвежской технологии, неоходимо обратиться к первоисточнику и носителю знаний. Только такой метод может быть правдивым и умным. И мы сделали это. Уттер Ромтвейт – наш учитель и гуру норвежской рубки. Мы учились в норвежской академии искусств в городе Раулянд, Телемарк. Там же мы добыли специальные топоры, выкованные норвежским кузнецом Ойвиндом Клаузеном. Этот добряк, похожий на тролля, создает действительно крутые вещи. Его инструментом всегда приятно работать, все получается четко и с первого раза, это многого стоит! Но обучение в академии это только часть нашей работы. Есть еще и книги. Творения норвежца Улы Стин помогли нам открыть новое, чего не было на курсах. Это позволило добиться еще лучшего качества и надежности наших домов, мы добавили всего один элемент, а пользы от него ого-го и она очевидна!



У меня теперь есть опыт и есть с чем сравнивать, я могу легко анализировать работы других спецов и фирм. Зачастую у нас в России процветает пофигизм и дилетанство, хороших, достойных плотников можно пересчитать по пальцам рук и ног. И это печально.



Я консультировался с плотниками из Америки, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Латвии, добывал нужную информацию, проверял свои гипотезы, размышлял. Это сильно помогает, когда спокойно можешь обратиться к профи, живушему на другом континенте и получить нужный совет. Мы используем патентованный элемент для продольного сращивания бруса. Его придумал Эрвинс Пога из Латвии, у него большой компьютеризированный завод, где робот изготавливает дом на 120 квадратов за двое суток! Его простой и крайне надежный узел помогает удлиннять стены и делать это легко и без заморочек. Эрвинс лично разрешил мне применять эти штуки в наших домах, это дорогого стоит!



Мы намерены исправлять ситуацию, прививать людям вкус в дизайне и архитектуре, воспитывать чуство стиля и меры, пропорций и цвета. Это важные вещи, которых очень не хватает нашим деревням и поселкам. Если человек закажет и построит правильный, отточенный по пропорциям и стилю дом или баню – это прекрасно. Мы ведь все хотим прекрасное, добротное, надежное. У нас это есть и мы хотим дать это людям!



Александр Цвелев, 7 июня 2015 г.






Hide comments